Условия эксплуатации СВТ

Стационарные ЭВМ эксплуатируют в помещениях (подвалах, бункерах, цехах), на открытом воздухе. Это могут быть многомашинные вычислительные комплексы, большие универсальные, управляющие, настольные и встраиваемые ЭВМ и микрокалькуляторы. Условия эксплуатации: от -50 до +50 °С, влажность до 90%, вибрация до 120 Гц при 4-6g, одиночных ударов - до 75g, воздействие дождя интенсивностью до 3 мм/мин и соляного тумана с дисперсностью капель до 10 мкм и содержанием воды до 3 г/м3.

Транспортируемые ЭВМ устанавливают и эксплуатируют на автомобилях, железнодорожном и гусеничном транспорте. Специфика работы этого вида ЭВМ предопределяет повышенное воздействие механических факторов (вибрации и ударов). Каждый вид транспорта имеет собственные вибрационные характеристики.

Для предупреждения повреждения ВТ необходимо, чтобы она вся и ее отдельные части имели собственные резонансные частоты, лежащие вне диапазона частот вибрации транспортного средства, на котором ВТ эксплуатируется и перевозится. На автомобильных ВТ воздействует вибрация до 200 Гц и удары, вызванные дорогой. При движении железнодорожного транспорта возможны внезапные толчки, как следствие изменения скорости движения (до 40g). Биение колес о стыки рельсов вызывает вибрацию с частотой до 400 Гц при ускорении до 2g. На гусеничном транспорте во время движения частота вибрации доходит до 7000 Гц. Удары, вызванные неровностью дороги, отдачей орудия при выстреле, попаданием снаряда, могут иметь большую силу и сопровождаться вибрацией. Также воздействует акустический шум (удар) до 150 дБ. Если ВТ находится на орудийной площадке, то наибольшую опасность для нее представляет ударная волна.

Морские ЭВМ устанавливают на больших и малых судах, тихих и быстроходных, на подводных лодках и на орудийных площадках береговой артиллерии. Характерные условия работы - это наличие вибрации, ударных нагрузок и морской среды. Вибрация на судне возникает от работы винтов, двигателей, гребного вала, биения волн о борт корабля, качки (до 25 Гц). Амплитуда вибрации на кораблях зависит от места установки ВТ на борту. Морская среда содержит большое количество различных активных веществ, постоянно действующих на ее работоспособность, поэтому ВТ должна обладать высокой коррозионной стойкостью, плеснестойкостью, водо- и брыз-гозащищенностью.

Бортовую ВТ устанавливают на борту самолетов, ракет, искусственных спутников Земли (ИСЗ), космических аппаратов. Бортовые ВТ могут быть управляющими и устанавливаемыми в беспилотные объекты, которые заменяют оператора, и связаны со всем комплексом технических средств объекта через систему датчиков и исполнительных механизмов. Получая информацию от датчиков, ВТ обрабатывает ее и выдает команды исполнительным механизмам. Аппаратура, устанавливаемая в самолетах, подвергается шуму и вибрации в 130-150 дБ с частотой 50-10000 Гц (ЭВМ в роли автомата). ВТ на борту ИСЗ входит в систему управления движением, которая решает задачи ориентации и стабилизации объекта в пространстве и наведения (навигации) его при перемещении в космическом пространстве, выхода на околопланетные орбиты, маневрирования с целью сближения с другими объектами и при посадке на поверхность планет. Бортовая ВТ на ИСЗ в процессе свободного полета (при неработающем двигателе) не подвергается воздействию механических нагрузок. Но при выходе на орбиту или при работе двигателей ВТ подвергается воздействию вибрации, ударов и ускорений. Частота вибрации может быть от 100 до 3000 Гц при 20g. Шум в момент запуска ракеты достигает 150 дБ.

Портативные ЭВМ, транспортировку которых осуществляет человек, эксплуатируют в условиях среды обитания человека. Среда обитания включает в себя: повышенная влажность воздуха, дождь, статическая и динамическая пыль, пониженное (от 140 мм рт. ст.) и повышенное (до 1140 мм рт. ст.) давление, пониженная и повышенная температура (до +55°С), атмосферные конденсированные осадки (иней и роса), акустический шум (уровень звукового давления до 150 дБ), солнечное излучение и пр.; в качестве универсального компьютера в транспортных средствах (колесный, гусеничный и железнодорожный транспорт, вертолет, самолет, морские и речные суда, подводные лодки и пр.) в условиях синусоидальной (амплитудой до 6 G) и случайной вибраций, одиночных (до 120 G) и многократных(до 15 G) ударов, качки, брызг, соляного тумана (концентрация до 5%), плесневых грибов и других внешних воздействующих факторов.

Другие стьтьи в тему

Расчет собственных частот ионосферно-магнитосферного альвеновского резонатора (ИМАР) методами теории возмущений
Важным инструментом в индикации ЧС различного типа, таких как извержения вулканов, землетрясения, промышленные взрывы; космические, наземные и подземные ядерные взрывы, сигналы от стартов ракет и возникающие при полете ракет с включенными двигателями является ионосферно-магнитосферный ...

Разработка вычислительного блока системы электромагнитного позиционирования
Актуальность развития методов точного определения координат и углов ориентации того или иного объекта по отношению к некоторой заданной системе координат трудно переоценить. Определение пространственных и угловых координат движущихся объектов лежит в основе решения многих важных нау ...

Разделы

Радиоэлектроника и телекоммуникации © 2024 : www.techelements.ru